«Курс
будущее – духовное обновление»
Подготовила: Уалиева С.С.
учитель истории
2017-2018 уч.год
Добрый день уважаемые
коллеги!
12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы
Государства Казахстана, направленная на модернизацию
общественного сознания. Сохранить и приумножить духовные и
культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента
«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»).
Обращение, представленное Президентом страны Нурсултаном
Абишевичем Назарбаевым в первую очередь было адресовано молодежи. Сегодня,
глядя на происходящие политические, макроэкономические процессы, как
никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость
и незыблемость всех основ мировых цивилизаций. А для нашего молодого
государства в этом и кроется основа всех основ. Давайте обзорно познакомимся с
данной программой.
Казахстан вступил в новый исторический период.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
За годы Независимости нами был принят и реализован ряд
крупных программ.
С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра»,
направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на
территории Казахстана.
В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында»,
позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых
архивов, посвященные истории нашей страны.
А сегодня мы должны приступить к более масштабной и
фундаментальной работе.
Поэтому Президент решил поделиться своим видением того, как
нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание,
чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
В программе выделено несколько направлений модернизации
сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
1.
Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом
имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно
конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится
фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо
обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных
предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание
иностранных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа
трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть
подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей
конкурентоспособности.
2.
Прагматизм
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный
экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли,
очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века
нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря,
превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И
это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний
национальный прагматизм обратился в расточительность.
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков.
Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их
экономное расходование, умение планировать свое будущее.
3.
Сохранение
национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в
национальном сознании.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка,
литература и свадебные обряды, –одним словом, национальный дух, должны вечно
оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула,
волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной
культуры.
Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не
вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом.
Это касается и такой особенности нашего сознания, как
региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края –
дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о
принадлежности к единой и великой нации – нельзя.
4.
Культ
знания
Стремление к образованию всегда было характерно для нашего
народа.
Многое было сделано за годы Независимости.Были подготовлены
десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как
известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого
века. Создан ряд университетов очень
высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.
Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира
по доле бюджетных расходов на образование.
Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый
фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи
образование должно стоять первым номером.
5.
Эволюционное,
а не революционное развитие Казахстана
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. А уроки
ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального
развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих
регионах в территорию экологического бедствия.
X век принес и немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной
инфраструктуры, формирование новой интеллигенции.
Серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это
часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны
провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система
образования.
6.
Открытость
сознания
Открытость сознания – это готовность к переменам,
способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Открытость и
восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не
своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.
И в заключение хочется сказать,
что наше государство и нация – не статичная
конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать
способностью к осмысленной адаптации.
Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко
всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми
странами.
Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама
история, – продолжающийся процесс.
На новом разломе эпох у нашей страны есть уникальный исторический шанс через
обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.
Я уверена: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают
важность предложения модернизации.
В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это
ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не
сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.
Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для
того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать
духовное богатство. Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического
наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства,
которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется
вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие .
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Во-первых,
необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу.
13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской
письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».
Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в
основном конкретными политическими причинами. В декабре 2012 года в своем
ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо
с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу». То есть к 2025
году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы
начинаем издавать на латинице.
В наших школах все дети изучают английский язык. Это –
латиница. То есть для молодежи не будет проблем.
Во-вторых,
это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке»
по общественным и гуманитарным наукам.
Мы должны создать условия для полноценного образования
студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии,
культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть
поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах
страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие
современность и будущее.
В-третьих,
патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с
любви к малой родине. Программу «Туған жер», предполагает серьезную краеведческую работу в сфере
образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории,
восстановление культурно – исторических памятников и культурных объектов
местного масштаба. Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь
компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды
местных музеев и галерей и т. д.
В-четвертых,
нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни.
Проект «Духовные святыни Казахстана», или,
как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана», создан для того, чтобы
увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и
мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет – Ата
, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и
многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности.
В-пятых,
конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по
ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим
культурным достижениям. С этой целью был разработан проект «100 новых лиц
Казахстана». Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила
эпоха Независимости.
Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для
того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать
духовное богатство. Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического
наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства,
которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется
вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие.