"Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі  Жаңаесіл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
ГКГУ "Общеобразовательная школа села Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области".

Нормативные документы.


Мы в соц.сетях

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

«Социально – ориентированная личность школьника, как результат эффективной работы психологической службы школы» Автор: Билоус Оксана Нурулловна

Доклад

«Социально – ориентированная личность школьника, как результат эффективной работы психологической службы школы»

Автор: Билоус Оксана Нурулловна

 психолог высшей категории, средняя школа № 32 , с.Жанаесиль, Целиноградский район, Акмолинская область.

 

Изменения современного социума, возрастание темпов экономического и научно-технологического развития, по-новому ставят вопро­сы вхождения молодежи в систему социальных отношений, определяют соци­альный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей подго­товку юных граждан к жизни в обществе, формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для общества культуры. Словами Сухомлинского: «Воспитание личности – это воспитание такого стойкого, неодолимого начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других…»

Социально - ориентированная личность - это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Семья и школа - основные социальные институты, посредством которых общество мо­жет осуществлять управляемую социализацию молодежи, готовить к решению стратегических задач социально-экономического развития, огромное значение приобретают социальные и поведенческие факторы, так как, выходя из-под опеки взрослых, дети оказыва­ются не подготовленными к ситуациям социального риска. Подобная неподготовленность может проявляться в неумении избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем, психологическим здоровьем и т.д.

К сожалению, в современных школьных программах прак­тически нет специальных занятий, посвященных формиро­ванию социальных навыков или отдельных их элементов. Специальные профилактические программы, предназначенные  для педагогов и направленные на приобретение детьми навыков социализации, встречаются редко, и чаще всего они только для начальных классов. Вместе с тем, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Одной из задач психологов системы образования является организация профилактики и преодоления обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации. Однако количество психологов в образовательном учреждении не позволяет охватить всех обучающихся, поэтому эту работу вместе с психологами могут осуществлять педагоги. Практический опыт свидетельствует о том, что образовательная среда должна ориентировать всех участников образовательного процесса на формирование у обучающихся социальных навыков. Формирование личности возможно лишь тогда, когда след­ствием воспитания является самовоспитание. К сожалению, не все подростки и старшие школьники занимаются самовос­питанием. Чаще всего это делают те ребята, которые обладают волевыми качествами, умеют заставить себя упорно трениро­ваться и преодолевать свои недостатки. Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники, пытаются использовать для самовос­питания рискованные и даже предосудительные поступки. Все это побуждает педагогов активно заниматься организа­цией самовоспитания обучающихся, целенаправленно форми­ровать у них социальные навыки.

Задача психологической службы школы - помочь подростку в выстраивании осо­знанного, целенаправленного эффективного общения с дру­гими людьми, научить подростка бережно относиться к себе, общаться с близ­кими людьми и друзьями, помочь задуматься о смысле жизни, своей ответственности за себя и близких людей. При этом все мероприятия, проводимые психологической службой, целенаправленно начинаются с самопознания они личностно ориентированы.

Объективно проверить эффективность проведенной с под­ростками работы достаточно сложно, ибо только жизненный путь каждого обучающегося в дальнейшем покажет, насколько полезными были эти занятия. Поэтому в условиях образова­тельного учреждения более объективным критерием степени сформированности социальных навыков представляются уме­ния, проявленные подростками в заданных условиях школы, семьи, ученического коллектива, воспитывающих ситуаций, а также вне их.

Результат проводимой работы – социально – ориентированная личность подростка, осознание своей социальной роли, принятие требований. Так на примере средней школы № 32 с.Новоишимка, Целиноградского района  в 2008 - 2009 учебном году на внутришкольном учете состояло 3 учащихся, в том числе 2 учащихся на учете в ИДН. В 2009 - 2010 учебном году на внутришкольном учете состояло 2 учащихся, в том числе 1 учащийся на учете в ИДН.  В 2010 – 2011 учебном году на внутришкольном учете состоит 1 учащийся. Учащихся, состоящих на учете в ИДН нет. С 2012 по 2016 год учащихся, состоящих на учете в ИДН нет. Это объективно подтверждает и эффективность мероприятий, проводимых психологической службой.

Как сделать так, чтобы усилия психолога по формированию социальных навыков не оказались напрас­ными и невостребованными у самих подростков? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в двух плоскостях: знании пси­хологии растущего человека и педагогическом мастерстве, которое определяет выбор методик и технологий в работе с под­ростками.

Знание актуальных потребностей подростков и противо­речий, возникающих при их реализации, помогает педагогам и родителям тактично и грамотно организовать воспитание, целенаправленно формировать у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивать его нравственные и волевые качества. Подтвержде­нием этого является мысль, которую сформулировала знаток подростковой психологии Л.И. Божович: «Какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потреб­ностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития».

В чем же сущность противоречий развития современных подростков, особенностей подросткового мировосприятия? Ответить на эти вопросы  можно проанализировав социаль­ную ситуацию развития личности подростка, ведущую деятель­ность, центральные новообразования, ценностные ориентиры, систему отношений, психологические особенности подростко­вого возраста. Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него человеческих способностей посредством овладения содержа­нием человеческой культуры. Движущей силой развития явля­ется отношение между личностью и ее социальной средой.

Наиболее емким и достоверным из показателей характеризующих работу учебного заведения любого уровня и психологической службы, специалиста – психолога,  несомненно, является трудоустройство выпускников, если в 2007- 2008 учебном году процент трудоустроенных учащихся составлял 98,3 %, то 2008 – 2009 учебном году и в 2010 – 2011 учебном году 100 %, с 2012 по 2016 года ежегодно – 100 %.  Приведенные данные подтверждают положительные характеристики уровня социализации учащихся, адаптации учащихся в социуме.

Школьное образование, как и семейное воспитание - значимые механизмы культуры, являющиеся веду­щим источником формирования у подрастающего поколения уровня социаль­ной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её само­стоятельности в разрешении личностно значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности, а также способствующие развитию базовой культуры лично­сти.

Взросление, как становление готовности жить в обществе в качестве полноценного и полноправного гражданина – это не только готовность объективная (умение делать все то, что делает взрослый),  но и субъективная, необходимая для усвоения тех требований, которое предъявляет общество к поведению взрослого, к тому, как он строит свои отношения с другими людьми.

Отметим как сопутствующие факторы раннего взросления ребенка акселерацию физического развития, растущую самостоятельность детей, ввиду занятости родителей, либо пассивной позиции в отношении воспитательных вопросов, смену интересов и общения, касательно детей из неблагополучных семей, где круг общения подростка разнится с его возрастными показателями в разы.

В момент становления личности – период переходного подросткового возраста, единственно важной задачей воспитательного процесса в целом, и успешности воспитательного воздействия на подростка, выдвигается задача установления сотрудничества общественных институтов и школы.

Эффективное солидарное воспитательное взаимодействие  общественных институтов с целью предупреждения формирования поведенческих девиаций  подростка возможно при учете минимума направлений представленных далее:

- адаптивное взаимодействие– происходит на уровне формирования контактов между всеми участниками учебно – воспитательного процесса в целом.

- коммуникативное взаимодействие – происходит на этапе установления более тесных связей, различного тематического характера в процессе осуществления учебно – воспитательного процесса над объектом воспитания.

- превентивное  направление взаимодействия – иначе говоря, профилактическое сопровождение хода воспитательного процесса, где необходимыми условиями являются полная информированность всех субъектов о характеристиках несовершеннолетнего, особенностях эмоциональной и волевой сфер, социальных связях, формах и методах педагогического воздействия на личность подростка.

- предупреждение асоциального поведения, формирование отрицательного отношения к правонарушениям, как фактору, подрывающему благополучие в обществе.

- предупреждение негативных последствий асоциального поведения и девиаций, своевременная коррекция таковых.

- просвещение всех участников учебно – воспитательного процесса по правовым вопросам, формирование правовой культуры.

- формирование единого социально – педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений и преступлений среди подростков и несовершеннолетних.

Эффективная деятельность по формированию социально – ориентированной личности возможна при следующих условиях:

- воспитательные задачи формулируются в позитивной форме, то есть включают описание тех норм поведения, которые должны быть сформированы (не носят ограничительный, запрещающий, запугивающий характер)

- задачи воспитания реалистичны и соотнесены с продолжительностью и интенсивностью работы.

- воспитательные воздействия разнообразны, основываться на постоянных требованиях.

- воспитательные влияния производятся с учетом перспектив и предусматривают не только конкретные показатели, но и возможности воздействия этих показателей на смежные проявления активности.

Отталкиваясь от теоретической базы вопроса в форме практических пунктов солидарного воспитательного превентивного воздействия помимо общепринятых и отработанных форм проведение мониторинга посещаемости учебных занятий не только состоящими на учете, или под наблюдением,   всеми учащимися школ, отслеживание вовлеченности во внеурочную деятельность, мониторинг правонарушений, административных проступков среди учащихся школ, можно предложить:

- анализ вовлеченности несовершеннолетних в условиях семьи, быта, составление карт занятости учащихся в период каникул.

- проведение широкомасштабных общественных акций с освещением в СМИ «Подросток и закон», «Правопорядок», рейды, с целью анализа социального окружения учащегося.

- составление социальной картотеки ученического коллектива (карт социального исследования).

- организация эффективной работы социальных служб повсеместно, социально - педагогического сопровождения в условиях общеобразовательных школ, отработка механизмов сотрудничества.

- родительско – педагогические консилиумы «Воспитание законопослушного гражданина», «Административная и уголовная ответственность подростков, родителей несовершеннолетних».

- дни открытых дверей в организациях и структурах контроля правопорядка, встречи родительской общественности, подростков с представителями закона.

- введение в практику воспитательной работы школы тематических дней социальной направленности «День инспектора», «День медицинского работника», «День родителя» с привлечением общественности и общественных структур.

- информативно – просветительская работа социально – правовой тематики (стенды правовой тематики, семинары социальных педагогов, разработка инструктивно – методических рекомендаций).

- разработка и создание базы специальных коррекционных учреждений, «летних коррекционных/адаптационных школ», «креативной реабилитации» по развитию социальной компетенции несовершеннолетних.

- создание центров занятости несовершеннолетних, с целью вовлечения в общественно – полезный труд во внеурочное, каникулярное время.

Воспитательные воздействия профилактического характера, как система формирования социальных навыков школьников, обеспечивающая эффективное вхождение школьников в социальную среду, предполагают необходимость постоянного тактичного, конструктивного сотрудничества школы и семьи, так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность способствуют формированию активной общественной позиции подростка, основанную на высоком уровне культуры.

В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми, социальная ориентация личности с особыми качествами. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности  для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Актуальность работы определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Эффективность работы психолога состоит так же в раскрытии талантов, задатков, одаренности и неповторимости каждой личности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

            В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:

  1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
  2. учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.

            У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.

Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

            По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности.

            Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных решений». Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.

Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Кроме того, необходимо принять во внимание факт существования скрытой, потенциальной одаренности у немалого числа учащихся.

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит не только от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: своевременное применение различных видов тестирования; оценки способностей по успеваемости; заключение психолога и экспертов в определенной деятельности; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности); самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц); наблюдение родителей и представителей науки.

В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы: «дискриминация» личности одаренного учащегося; ориентации на «среднего» ученика; слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации; сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований.

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Качества, необходимые для личностной самореализации необходимо развивать в комплексе.

-творческое мышление;

-инициативность;

-способность к обоснованному риску;

-уверенность в себе;

-адекватную самооценку;

-умение сотрудничать с партнерами;

-мотивацию достижения;

-высокую работоспособность.

Основные пункты «красной нитью» отражают непосредственное формирование социальных ориентиров личности.         Развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала используются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при  обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы адресуются с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса.

Я, педагог – психолог Билоус Оксана Нурулловна на протяжении 22 лет работаю в школе, считаю свою работу призванием. Каждый мой новый день в школе начинается, как и у миллионов учителей, с улыбки, приветствия коллег и детей. Для чего и, главное, для кого каждый учитель начинает свой рабочий день? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? Чего он ждёт от него, от детей? Чего ждут дети от нас – педагогов?

    Оглядываясь назад, я понимаю, что именно эти вопросы и рассуждения стали ключевым моментом для меня при выборе профессии. Искренний интерес к детской психике, любовь, принятие каждой личности, а главное высокое чувство ответственности перед каждым маленьким человечком мне удалось пронести через года, думаю, это уже стало моей визитной карточкой.

Любовь к ребёнку - это плоть и кровь педагога как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без  чувства цвета.

      В чём же смысл педагогической любви к детям? Можно ли научиться любить детей?

      Трудно однозначно ответить на эти вопросы. Для меня педагогическая любовь – это, прежде всего уважение к личному достоинству ребёнка, постоянная забота о нём, это сложный процесс понимания, изучения ребёнка, открытия в нём человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Школа должна любить ребёнка, тогда и он обязательно полюбит школу

Жизнь современной школы носит бурный, интенсивный характер. Меняется содержание образования, растет объем учебной нагрузки. В связи с компьютеризацией образовательных учреждений огромный поток информации по­лучают взрослые и дети.

В разрезе только за последние два года на базе средней школы  № 32 с. Новоишимка   был проведен семинар психологов школ Целиноградского района Тема семинара «Организация эффективной работы психологической службы в школе» была выбрана не случайно и соответствует реалиям практической деятельности школьного психолога в настоящее время.

Мероприятия проведенные в рамках семинара, отмечались насыщенностью, актуальностью, нестандартностью подхода к практической деятельности психолога. Общая организация в результате слаженной работы всех участников проводимого районного стала немаловажным фактором обширности и объемности, рассмотренных теоретических и практических вопросов в соответствии с заданной тематикой. Итоговый этап в форме круглого стола, обозначил перспективные направления рационализации практической деятельности каждого школьного психолога района при неразрывном творческом и деловом взаимодействии со структурными подразделениями образовательного учреждения, руководящими органами, районным и областным  отделом образования.

Психологом СШ № 32 были подготовлены и предоставлены на областном семинаре материалы «методической копилки психолога» и доклад «Взаимодействие семьи и школы, как необходимое условие профилактики преступлений и правонарушений среди детей и  подростков, успешной социализации личности».

В рамках плановых общественных мероприятий отработаны и ежегодно проводятся психологом школы тематические дни заданной тематики, например «День познания себя», «День опекуна», «Час семьи», который проводится еженедельно в условиях посещения квартир учащихся.

Так же в качестве участника были посещены Республиканская научно – практическая конференция «Актуальные вопросы модернизации психологических служб в организациях образования Республики Казахстан», организованная Министерством образования и науки Республики Казахстан, Международный научно – практический семинар «Выявление и сопровождение одаренных дошкольников и младших школьников», организованный Республиканским научно – практическим центром «Дарын», осуществлено прохождение курсов повышения квалификации Института семейного воспитания по программе «Счастливая семья», вступление в Казахстанскую профессиональную ассоциацию психологов, разработана и представлена к рассмотрению на областной конференции авторская программа «Развитие одаренности».

Сегодня идет апробация новых учебников и программ, подготовка к переходу на 12-летнее обучение. Все это определенным образом отражается на деятельности школы.

С одной стороны — это дает сильный тол­чок развитию познавательной сферы, выяв­лению детской одаренности, росту оператив­ности познавательных процессов. Быстрой ориентации в нововведениях,  осмыслений информации и т.д.

С другой стороны - рождает новые про­блемы, связанные с психическим здоровьем человека. Наблюдается у отдельных детей утрата интереса к учебной деятельности, чрезмерная утомляемость, импульсивность, агрессия, торможение психических процес­сов, снижение памяти, внимания, отсутствие логики мышления.

В этих условиях приходится не­просто. Планка требований растет чрезмерно стремительно. Деятельность педагогов, психологов  связана с большими психоэмоциональными затратами. Работа требует постоянного напряжения, от­ветственности, отсутствия "права на ошибку, собранности.

Поэтому деятельность современной школы немыслима без эффективной психологической службы. Работа психологической службы, деятельность администрации школ должна быть, прежде всего, ориентирована на  сохранение и укрепление психического здо­ровья детей и взрослых, личностное развитие субъектов образовательного процесса, считаю, что это есть мои первоочередные задачи.

На данный момент в  работе есть успехи, радующие, есть проблемы, ориентирующие на поиск. Очень важно, чтобы значимость всего, что делается в отношении психологического здоровья, понимал и принимал коллектив школы, администрация, социаль­ная служба. Здоровье бес­ценный дар. Всё утратит смысл, если мы не сбережем свое здоровье и здоровье наших детей. Здоровый ребенок, физически, психологически здоровый - здоровое будущее нашей страны!

На меня, как психолога школы, несомненно, возложена ответственная миссия, но, полагаясь на накопленный опыт, анализируя наработки, учитывая, перспективы развития системы образования, я с оптимизмом смотрю в будущее, знаю, что все получится  «отлично», по-другому просто нельзя!

 

 

  

 

 

 

 


Текст