"Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі  Жаңаесіл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
ГКГУ "Общеобразовательная школа села Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области".

Нормативные документы.


Мы в соц.сетях

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

О.Н. Билоус

 

КГУ «Средняя школа № 32», с. Жанаесiл,  Целиноградский район

pgyurza@mail.ru

 

Аңдатпа. Мақала ерекше білім беру қажеттіліктері бар балаларға кәсіби бағдар беруді талдауға және болашақта кәсіби тұрғыдан өзін-өзі сәтті анықтауға арналған.

Аннотация. Статья посвящена анализу значения ранней профориентации детей с особыми образовательными потребностями, как основе успешного профессионального самоопределения в будущем.

 

Abstract. The article is devoted to analysis of the value to meaning guidance professional orientation for children with special educational needs, as the basis for successful professional self-determination in the future. 

Түйін сөздер: кәсіби бағдарлау, психофизиологиялық ерекшеліктер, өзін-өзі тану, жалпы еңбек дағдылары

Ключевые слова: профессиональная ориентация, психофизиологические особенности, самосознание, общетрудовые навыки.

        Key words:  professional orientation, psycho physiological features,

Self-awareness, general skills

Выявление на ранней стадии склонностей и интересов детей с особыми образовательными потребностями неразрывно связано с оказанием содействия в профессиональном самоопределении учащихся - выпускников и является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в целом. Инклюзивное образование нацелено на реализацию принципа «равных возможностей», то есть обусловлено потребностью общества в профессиональных рабочих кадрах - людях творческих, способных быстро и оригинально решать научные проблемы и практические задачи, в будущем обеспечивать социально-экономическое развитие страны, равно как и среди людей  с психофизиологическими особенностями.  

На данный период актуальность проблемы профессиональной ориентации детей с особыми образовательными потребностями на ранней стадии для системы образования отражает обращенность государства к личности и осознание особой ценности творческого и интеллектуального потенциала каждого гражданина, значимости профессиональной компетентности каждого специалиста. Решение проблемы не представляется возможным без своего рода модернизации системы профориентационной работы дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, повышения уровня заинтересованности каждого специалиста в рациональности, эффективности, актуальности профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями, их непрерывном процессе самообразования, преемственности и, разумеется, высокого уровня профессионализма как будущего специалиста – практика, через создание условий,  реализующих программы разного уровня профессионального обучения, стимулирующие активность в последовательном создании необходимой для развития потенциала каждого ребенка. Естественно, этот процесс не возможен без осуществления инновационных преобразований во внедрении диагностик склонностей и интересов, на ранних стадиях в условиях дошкольных учреждений, привитии трудовой  направленности, развитии системы профориентационной работы в целом.

Необходимо  развивать направления детских учреждений, которые обеспечивают «индивидуальный» характер развития потенциала ребенка:

-   преобразование «массовости» работы в пользу индивидуализации.

- единство требований на базе преемственности, учета возрастных особенностей, межпредметных связей.

На базе ключевых моментов трудов Т.П. Стекольниковой, следует, что индивидуализация предполагает перераспределение времени обучение в пользу тех видов деятельности, усвоение которых  представляет наибольший интерес и важность для саморазвития ребенка, отведение перераспределенного времени на постановку посильных задач, проектирование перспектив развития личности каждого воспитанника по  индивидуальному маршруту. В условиях пространства общеобразовательной школы это элективные курсы, факультативные занятия, кружки по интересам, и др. В условиях дошкольных учреждений примером могут послужить такие перспективные направления работы как мастер – классы, с учетом психофизиологических возможностей развития общетрудовых навыков, наставничество специалистов – практиков, как реальный пример и способ передачи  социального и профессионального опыта, в том числе и из заявленной категории граждан, успешно самоопределившихся в профессии.

Анализ состояния профориентационной  работы в дошкольных учреждениях,  с учетом основных направлений сопровождения   по развитию грамотности в вопросах профессиональной пригодности,  определяющих широкий спектр организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями,  привел к выбору принципов, соответствующих заявленной задаче:

  1. установка на самоценность;
  2. поощрение результатов креативного подхода, нестандартности;
  3. применение междисциплинарного подхода;
  4. поощрение взаимообучения воспитанников;
  5. поощрение понимания разнообразных форм внедрения в жизнь результатов трудовой деятельности, включая навыки самообслуживания;
  6. акцентуализация признания способностей каждого воспитанника;
  7. творчество в различных сферах включая прикладной труд;

Важно отметить, что ранняя профориентация детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных учреждений – это, прежде всего, психологическая атмосфера, воспитательное пространство организованное с учетом потребностей каждого ребенка к самореализации, где реализация познавательных возможностей предусмотрена в использовании инновационных технологий, предоставляющих возможность развития склонностей, интересов, одаренности, обеспечение личностно-ориентированного подхода, а так же  раскрытие способностей, склонностей, в дальнейшем как профессиональной направленности ребенка, развитие его личности, развитие социальной коммуникабельности, вовлечение в практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей и возможностей.

Таким образом, ранняя профориентационная работа с воспитанниками с особыми образовательными потребностями – это основа для формирования понимания самоценности, актуальности трудовой деятельности различного характера, сложности, объема, формирования общих нравственных понятий уважения к «простому» труду, «людям труда», представителям рабочих специальностей, что несомненно раскроет перспективы личного профессионального самоопределения в будущем каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в духе конкурентоспособности.

 

Список литературы:

 

  1. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. «Генезис». - М., 2007
  2. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. -  М., 2008
  3. Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М ., 1988
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. -  М.: Просвещение, 1990
  5. Стекольникова Т.П. Профессиональное самоопределение. – Алматы. Центр альтернативного образования «Достижения молодых», 2008

 

 

 

 


Текст