РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ – ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
О.Н. Билоус
КГУ «Средняя школа № 32», с. Жанаесiл, Целиноградский район
Аңдатпа. Мақала ерекше білім беру қажеттіліктері бар балаларға кәсіби бағдар беруді талдауға және болашақта кәсіби тұрғыдан өзін-өзі сәтті анықтауға арналған.
Аннотация. Статья посвящена анализу значения ранней профориентации детей с особыми образовательными потребностями, как основе успешного профессионального самоопределения в будущем.
Abstract. The article is devoted to analysis of the value to meaning guidance professional orientation for children with special educational needs, as the basis for successful professional self-determination in the future.
Түйін сөздер: кәсіби бағдарлау, психофизиологиялық ерекшеліктер, өзін-өзі тану, жалпы еңбек дағдылары
Ключевые слова: профессиональная ориентация, психофизиологические особенности, самосознание, общетрудовые навыки.
Key words: professional orientation, psycho physiological features,
Self-awareness, general skills
Выявление на ранней стадии склонностей и интересов детей с особыми образовательными потребностями неразрывно связано с оказанием содействия в профессиональном самоопределении учащихся - выпускников и является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в целом. Инклюзивное образование нацелено на реализацию принципа «равных возможностей», то есть обусловлено потребностью общества в профессиональных рабочих кадрах - людях творческих, способных быстро и оригинально решать научные проблемы и практические задачи, в будущем обеспечивать социально-экономическое развитие страны, равно как и среди людей с психофизиологическими особенностями.
На данный период актуальность проблемы профессиональной ориентации детей с особыми образовательными потребностями на ранней стадии для системы образования отражает обращенность государства к личности и осознание особой ценности творческого и интеллектуального потенциала каждого гражданина, значимости профессиональной компетентности каждого специалиста. Решение проблемы не представляется возможным без своего рода модернизации системы профориентационной работы дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, повышения уровня заинтересованности каждого специалиста в рациональности, эффективности, актуальности профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями, их непрерывном процессе самообразования, преемственности и, разумеется, высокого уровня профессионализма как будущего специалиста – практика, через создание условий, реализующих программы разного уровня профессионального обучения, стимулирующие активность в последовательном создании необходимой для развития потенциала каждого ребенка. Естественно, этот процесс не возможен без осуществления инновационных преобразований во внедрении диагностик склонностей и интересов, на ранних стадиях в условиях дошкольных учреждений, привитии трудовой направленности, развитии системы профориентационной работы в целом.
Необходимо развивать направления детских учреждений, которые обеспечивают «индивидуальный» характер развития потенциала ребенка:
- преобразование «массовости» работы в пользу индивидуализации.
- единство требований на базе преемственности, учета возрастных особенностей, межпредметных связей.
На базе ключевых моментов трудов Т.П. Стекольниковой, следует, что индивидуализация предполагает перераспределение времени обучение в пользу тех видов деятельности, усвоение которых представляет наибольший интерес и важность для саморазвития ребенка, отведение перераспределенного времени на постановку посильных задач, проектирование перспектив развития личности каждого воспитанника по индивидуальному маршруту. В условиях пространства общеобразовательной школы это элективные курсы, факультативные занятия, кружки по интересам, и др. В условиях дошкольных учреждений примером могут послужить такие перспективные направления работы как мастер – классы, с учетом психофизиологических возможностей развития общетрудовых навыков, наставничество специалистов – практиков, как реальный пример и способ передачи социального и профессионального опыта, в том числе и из заявленной категории граждан, успешно самоопределившихся в профессии.
Анализ состояния профориентационной работы в дошкольных учреждениях, с учетом основных направлений сопровождения по развитию грамотности в вопросах профессиональной пригодности, определяющих широкий спектр организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями, привел к выбору принципов, соответствующих заявленной задаче:
Важно отметить, что ранняя профориентация детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных учреждений – это, прежде всего, психологическая атмосфера, воспитательное пространство организованное с учетом потребностей каждого ребенка к самореализации, где реализация познавательных возможностей предусмотрена в использовании инновационных технологий, предоставляющих возможность развития склонностей, интересов, одаренности, обеспечение личностно-ориентированного подхода, а так же раскрытие способностей, склонностей, в дальнейшем как профессиональной направленности ребенка, развитие его личности, развитие социальной коммуникабельности, вовлечение в практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей и возможностей.
Таким образом, ранняя профориентационная работа с воспитанниками с особыми образовательными потребностями – это основа для формирования понимания самоценности, актуальности трудовой деятельности различного характера, сложности, объема, формирования общих нравственных понятий уважения к «простому» труду, «людям труда», представителям рабочих специальностей, что несомненно раскроет перспективы личного профессионального самоопределения в будущем каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в духе конкурентоспособности.
Список литературы: