"Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі  Жаңаесіл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
ГКГУ "Общеобразовательная школа села Жанаесиль отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области".

Нормативтік құжаттар.


СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

07.06.2017

ВЕДУЩАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

 

Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего,идти

Народная мудрость

 

Период истории нашей школы в качестве Ведущей школы невелик. В сравнении с аналогичным периодом человеческой жизни, мы находимся в возрасте семимесячного ребёнка. А много ли умеет ребёнок в этом возрасте? Он научился видеть, слышать, держать голову и спинку, контактировать с окружающими… Я думаю, никто   не

сомневается, что и за этот небольшой промежуток этого немало. Так и мы, успели кое-чему научиться, и кое-что предпринять. Возможно, кому-то пройденный нами путь покажется незначительным, предпринятые действия – обыденными, но для нас это важные шаги на пути к сотрудничеству, совершенствованию и саморегуляции.

С сентября 2016 года наша школа, ГУ «Средняя школа № 32 с. Новоишимка» Целиноградского района Акмолинской области, стала Ведущей школой для 10 магнитных школ Целиноградского района.  Качество человеческого капитала, наличие в школе учителей всех трёх уровней, а также опыт, наработанный сертифицированными учителями в течение последних лет и успешно продемонстрированный на районном семинаре «Педагогическая практика: проблемы, поиск, рефлексия» в апреле 2016 года, предопределили выбор нашей школы как Ведущей. Из 42 членов педагогического коллектива нашей школы количество сертифицированных учителей составляет 23%. В 2015 году директор школы Кульмагамбетов Талгат Мактаевич успешно завершил прохождение уровневых курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений.  Сертифицированные учителя входят в состав группы развития Ведущей школы, они же являются и залогом успеха работы в магнитном пространстве.

Осознавая, что отправная точка находится здесь и сейчас, мы ознакомились с целью и задачами создания и основными функциями Ведущей школы, чтобы определить вектор дальнейшего развития сотрудничества с  прикреплёнными школами. Опираясь на слова Т. Рузвельта: «Делай что можешь, с тем, что у тебя есть и там, где ты находишься» мы определили творческий потенциал в нашем магнитном сообществе, организовав сбор данных о педагогических кадрах магнитных школ, прошедших уровневые курсы. Это было сделано для того, чтобы предварительно оценить потенциал коллективов прикреплённых школ и их возможности. При проведении данной работы было выявлено, что есть школы, в которых никто из членов коллектива не прошёл обучение по программам уровневых курсов. Также наше внимание привлекли коллективы малокомплектных школ, нуждающиеся, как мы выяснили позднее, в особой поддержке.  Таким образом, мы определили особо «западающие» звенья и связанные с этим риски. Мы задумались о том, какие горизонты нам становятся доступными, какие перспективы открываются, и как мы будем использовать эти возможности? И начать решили именно с этих категорий школ.

Для установления сотрудничества мы в ходе рейдов познакомились с представителями коллективов и материально-технической базой малокомплектных  школ.  После первичного знакомства на базе Ведущей школы координатором и администрацией    была организована  и проведена   дружеская встреча руководителей и лидеров Ведущей и магнитных школ «Успешное сотрудничество как результат эффективного взаимодействия руководителей и лидеров школ в сетевом сообществе». Её участники   ознакомились с правами и обязанностями субъектов данного взаимодействия, порядком организации работы Ведущей школы и моделью взаимодействия между структурами

сотрудничества, особой ролью руководителей школ в вопросах организации и поддержки лидерства и сотрудничества в школах и сетевом сообществе школ. В результате взаимодействия проведённого в форме коучинг-сессии  участниками были подняты вопросы преподавания и обучения в магнитных школах. Выявляя проблемы, с которыми сталкиваются прикреплённые школы, и, пытаясь совместно найти пути решения проблем, мы убедились в том, что МКШ имеют ряд специфических проблем.

Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст.1 п.58) как «общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий». Чтобы привлечь внимание нашего сообщества школ к

проблемам МКШ мы пригласили к участию в диалоге «Малокомплектная школа: современное состояние и перспективы развития» коллективы  этих школ. Вовлечённость в общее обсуждение   учителей малокомплектных школ  позволило выявить и акцентировать внимание на затруднениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной деятельности. К ним относятся:

слабая материально-техническая база, сравнительная малочисленность учащихся и педагогов,  недостаточность

научно-методических рекомендаций по организации работы и управлению  малокомплектной школой,  высокая загруженность учителей (особенно отдельных), трудности преподавания и обучения в совмещённых класс-комплектах, объединяющих разновозрастных обучающихся. Особую тревогу учителей малокомплектных школ

вызывает невысокий культурный и образовательный уровень родителей, влекущий, как следствие низкую мотивацию к учению   обучающихся и, как итог, невысокое качество знаний, нежелание социума родителей   осознавать необходимость изменения роли учителя и значимость увеличения доли самостоятельной работы обучающихся.  В коллективах малокомплектных школ мало или нет учителей, прошедших обучение по программам уровневых курсов, а учителя прошедшие уровневые курсы нуждаются в посткурсовой поддержке коллег. Одной из существенных проблем назвали недостаток общения с коллегами из других школ, выразили желание чаще организовывать профессиональные встречи, чтобы в атмосфере сотрудничества и взаимоподдержки обсуждать, принимать решения по вопросам обучения и преподавания, предвидеть открывающиеся перспективы. Участники встречи выразили надежду, что сотрудничество с Ведущей школой станет важным фактором их профессионального развития.  

Кроме проблем были названы и положительные стороны   малокомплектных школ. Во-первых, малокомплектная школа на селе – это, зачастую, главный культурный центр для местного населения, где эффективно осуществляется патриотическое, нравственное воспитание не только обучающихся, но и членов их семей. Во-вторых, в условиях организации деятельности малокомплектных школ более эффективно используются индивидуальный   и личностно-ориентированный подход к обучающимся. 

Участники диалога определили ведущие на их взгляд навыки учителя малокомплектной школы:

- умение регулировать и организовывать деятельность разновозрастных учащихся в класс-комплектах;

- способность эффективно отбирать и адаптировать методы, стратегии и приёмы к имеющимся условиям работы;

- мотивировать учащихся к самостоятельному обучению;

-влиять на осознание учащимися значимости своей роли в семье и сельском сообществе;

-вести мониторинг обучающихся; и др.

  На основании полученной информации, с учётом пожеланий представителей малокомплектных школ, в план работы Ведущей школы с магнитными школами был включены мероприятия по работе с малокомплектными школами. Определены основные направления и мероприятия сотрудничества, среди которых можно особо отметить выездные обучающие коучинги, а также коучинги на базе Ведущей школы с приглашением учителей из малокомплектных школ, диалогические площадки, профессиональные встречи учителей предметников. Материалы для информирования участников сетевого сообщества размещаются на сайте, к которому имеют доступ все магнитные школы.

Поддерживается связь руководителей малокомплектных школ с координатором и администрацией Ведущей школы.

С сентября наша школа принимала участие в вебинарах, организованных тренерами ЦПМ г. Кокшетау по внедрению обновлённого содержания образования. Полученная информация не только передавалась в малокомплектные школы и обсуждалась с учителями первых и начальных классов магнитных школ, но и их представители приглашались для участия в вебинарах в Ведущую школу. Имея возможность общаться учителя обсуждали полученную информацию, возникающие вопросы, делились приобретённым опытом работы, поддерживали друг друга. Координатор по

критериальному оцениванию Ведущей школы – заместитель директора по УР Жусупова Р.Ш. охотно откликалась на запросы прикреплённых школ, оказывала практическую помощь учителям и координаторам по критериальному оцениванию в оформлении документации, объясняла сущность процедуры и специфику работы комиссии по

четвертному суммативному оцениванию в первых классах, в вопросах внедрения обновлённого содержания образования. Свою лепту внесли и школьные тренеры Ведущей школы, проводя работу со своим коллективом и поддерживая связь и делясь своими наработками с тренерами прикреплённых школ, делясь ресурсами и опытом проведения занятий школьного курса «Рефлексия в практике», обсуждая возникающие вопросы и трудности.

 Решение выявленных проблем малокомплектных школ видим в более рациональных,  предварительно совместно согласованных подходах к планированию внутришкольной работы и работы в сетевом сообществе школ; в создании ситуации успеха для раскрытия способностей и профессионального роста учителя; в планировании, построенном на потребностях коллективов малокомплектных  школ и возможностях учителей Ведущей школы, в популяризации наиболее интересного опыта исследований и идей,  поощрении активных участников мероприятий сертификатами, дипломами и грамотами, что успешно внедряется в нашей школе в течение нескольких лет.

 Особо хотелось бы отметить, что выпускники малокомплектных школ с теплом отзываются о любимых учителях, о годах обучения в маленьких школах, имеющих особый духовный мир, отличающий многие сельские школы. Поэтому наша совместная деятельность направлена на то, чтобы возможности обучения и преподавания в малокомплектных школах поднялись на такой уровень, что их обучающиеся и выпускники были бы конкурентоспособными наряду с обучающимися других школ. Привлечение внимания к этим проблемам, в первую

очередь на уровне сетевого сообщества школ считаем наиболее эффективным при решении имеющихся проблем. В партнёрской работе с малокомплектными школами мы считаем главной своей целью стать таким сообществом школ, «которые объединяются с целью …достижения высоких результатов их учеников»

Использованная литература:

1.     Руководство для учителя I уровень.  Астана, 2015 год.

2.     Закон Республики Казахстан «Об образовании»

Просмотров: 1471

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст